Этим вопросом задавались те, кому по каким-то причинам попал в руки трехфазный двигатель. Вещь вроде бы нужная, недешевая, но как подключить трехфазный двигатель в однофазную сеть — не понятно.
Это сделать совсем нетрудно, достаточно иметь «прямые» руки и несколько дополнительных деталей. Сразу нужно понимать, что ту мощность, которую может развить этот двигатель в сети 380 в, вы не сможете получить в полной мере. Итак, существует две схемы подключения.
Первая, и чаще всего используемая — это подключение в «треугольник».
Здесь все три обмотки соединены последовательно, друг за другом. Таким образом, имеется три конца с выводами от каждой обмотки. Ввиду того что каждая обмотка рассчитана на 220 вольт, подключив их параллельно сети, можно получить максимально возможную мощность. Так как в сети розетки только два вывода, имитацию третьей фазы выполняет провод, подключенный к конденсатору. Второй конец фазосдвигающего конденсатора, присоединяют к фазе или нулю розетки. К какому проводнику из них будет подключен этот конец, зависит направление вращения двигателя.
Второй способ подключения — в «звезду».
Он менее эффективен первого и используется только в том случае, когда нет возможности собрать обмотки по-другому. Дело в том, что концы обмоток двигателя выходят в так называемое брно, то есть коробочку вверху корпуса, в которой находится клемма для подключения проводов. Чаще всего, на клемме только три конца, то есть соединение звезда. Переделать это нет возможности из-за того, что распайка сделана внутри корпуса, куда нет доступа. Когда же на клемме шесть концов, меняя расположение перемычек, можно менять схему.
Вернемся к соединению звездой. Как уже говорилось, каждая обмотка рассчитана на 220 вольт, а так, как напряжение сети проходит последовательно по двум обмоткам, на каждую приходиться ровно половина — 110 вольт. Отсюда и потеря мощности в три раза. В соединении треугольником, мощность падает всего на 30%. Но это не значит, что двигатель собранный звездой бесполезен. Его с успехом можно использовать в гаражных нуждах. Например, можно сделать неплохой наждачный станок, что-нибудь подточить, например, нож, мощности будет вполне достаточно.
Что касается рабочего конденсатора, то есть того, что будет постоянно подключен в цепи двигателя, то его емкость считается так: 0,1 кВт двигателя = 7 мкФ. Например, имеем мотор на 2 кВт, 7*20 = 140 мкФ. Это будет рабочая емкость. Иногда нужно кроме рабочего конденсатора иметь емкость для запуска. Это необходимо, когда двигатель используется в оборудовании с тяжелым пуском. Например, вентиляция с массивной улиткой. Двигатель не сможет набрать обороты лишь на рабочих конденсаторах, а использование завышенной рабочей емкости приведет к излишнему нагреву двигателя. Поэтому использование конденсаторов для запуска просто необходимо.
Как они работают? В момент пуска, с помощью кнопки, в параллель с рабочими конденсаторами, включается емкость для запуска. Как только двигатель вышел на полные обороты, кнопка отпускается и в использовании остаются только рабочие емкости.
Емкость для запуска должна быть в три раза больше рабочей. Но это не означает, что имея конденсатор на 140 мкФ, нужен 420. Здесь имеется в виду, что на момент пуска, общая емкость (и рабочая и пусковая в параллель), должна быть 420 мкФ, а сам пусковой конденсатор отдельно, должен иметь емкость 280 мкФ.
Найти один конденсатор такой емкости вряд ли получиться, поэтому чаще всего берут меньшие, и набирают в параллель. Тогда емкость каждого суммируется, и в итоге получаем общую.
Помимо емкости, нужно обратить внимание на рабочее напряжение конденсаторов. Оно должно быть не ниже 400 вольт. Не берите на 250, хоть так дешевле и напряжение больше сетевого, они быстро выйдут из строя. В общем, чем больше рабочее напряжение прибора, тем лучше.
Напоследок, небольшое напоминание об опасности электричества. Делая любые изменения в схеме, отключайте напряжение. Конденсатор способен накапливать заряд, поэтому даже отключив питание, на нем присутствует напряжение. Для безопасности, разряжайте его, например, лампой накаливания.